Туда-сюда-обратно или Новая спортивная законность
Алексей Кузнецов


Обложка

Архив

Ссылки


Поиск



Если эта статья заинтересует Вас, и Вы решите прокомментировать мысли автора - милости просим. В конце статьи нажмите кнопку "Post Comment" и разместите свое мнение.

В предыдущих выпусках IC ("Российское спортивное беззаконие" и "Закон, вето и немного хоккея") рассказывалось о тернистом пути прохождения нового российского Закона о спорте через Государственную Думу и о первых последствиях принятия этого закона. Несмотря на вето, наложенное Президентом России Борисом Ельциным на проект закона, документ все же был принят - со всеми нелепицами, со всеми внутренними противоречиями и несоответствием множеству других российских законов.

Бессмысленная сущность двоевластия

Вряд ли российский спорт сможет нормально развиваться, имея в качестве основополагающего документа новый Закон о спорте. Вопрос заключается в том, насколько серьезными будут последствия принятия этого исторического документа. Ведь сейчас фактически может быть изменена вся система организации российской физкультурной и спортивной жизни. Ресурсы, накопленные за время существования СССР, на которых в основном держится российский спорт, медленно приближаются к концу, а строить новые финансово-экономические отношения на основе нового закона просто невозможно. Однако, раз уж закон принят, придется по нему жить.

Начнем с того, что в России существуют две ведущие организации, которые отвечают за развитие спорта в стране. Первая из них - государственная. Еще недавно она называлась Государственным комитетом по физической культуре и туризму. Вторая - общественная. Ее имя - Олимпийский комитет России. На первый взгляд, формально такое разделение оправдано: Комитет занимается туризмом и массовой физической культурой, а ОКР имеет в ведении спорт высших достижений, то есть, по сути, - профессиональный спорт, который в России с введением нового закона вроде бы легализован.

На деле же обе структуры существуют параллельно, порой подменяя друг друга, порой более чем тесно сотрудничая друг с другом, и при пристальном рассмотрении оказывается, что их деятельность создает множество препятствий для нормального развития физкультуры и спорта в стране.

Новый же закон еще больше запутал ситуацию. Государственные мужи, разрабатывавшие и принимавшие его, сделали так, что общественная организация оказалась по статусу выше государственной, а это уже противоречит Конституции России. Следуя логике, очевидно, надо было бы признать, что поскольку спорт в России стал профессией, то есть государственным делом, то и заниматься им должна государственная структура. И уже в ее рамках должен был бы действовать Олимпийский комитет, как организация, занимающаяся подготовкой сборных команд России к конкретным соревнованиям - Олимпийским Играм.

Так принято во всех развитых странах, где дублирование властных функций считается непозволительной роскошью и незаконной тратой государственных денег. Однако это самое дублирование является одним из самых тяжелых наследий советского режима, при котором фактическим руководством занимались органы КПСС, а все прочие ветви власти существовали лишь для исполнения "воли партии".

Они сидят, а денежки идут

Как же на практике выглядело сотрудничество ГКФТ и ОКР? Одним из итогов этого процесса стало представление Счетной палаты по итогам проверки деятельности ГКФТ в 1997 году и в первом полугодии 1998 года. Оказалось, что полученные из федерального бюджета деньги ГКФТ не всегда тратил "по целевому назначению". Всего эти траты составили 138,7 млрд. рублей, причем 92,7 млрд. из них переведены на счета Олимпийского комитета России.

Иными словами, получилось вот что: деньги были переведены в ОКР, очевидно, на проведение тех или иных спортивных мероприятий. Тогда непонятно, зачем вообще было переводить деньги со счета на счет? Чтобы тратить лишние проценты? Почему бы сразу не перевести деньги в ОКР? Только потому что ОКР - не бюджетная организация? Но перевод денег в ОКР из ГКФТ признан "нецелевым", то есть - небюджетным использованием, что, конечно, не вполне соответствует истине. В общем, все эти рассуждения сводятся к тому, что существование двух параллельных структур уже создает ситуацию, которая в народе называется "мутной водой", в которой так удобно ловить всякого рода запретную рыбку.

Примеров можно привести сколько угодно. Например, на содержание аппарата ГКФТ частично использовались деньги, предназначенные для проведения спортивных мероприятий. А в ОКР, куда попали деньги, переведенные из ГКФТ, 11,5 млрд. рублей были попросту списаны "на фактические расходы без документального подтверждения". Я не говорю уже о том, что на проведение особо крупных мероприятий, таких как Олимпийские Игры, деньги выделялись непосредственно из бюджета специальным указом Президента России, то есть по сути никаких оснований для перемещения немалых денежных масс, конечно же, не было.

Результатом двойного руководства - строго по пословице про семь нянек - стало разрушение не самой идеальной, но все же неплохо отлаженной спортивной системы в стране. Государственные деньги постепенно перестали поступать для обеспечения потребностей спорта в тех размерах, какие были приняты во времена СССР, создавать условия, при которых спонсоры с радостью тратили бы деньги на спортивные мероприятия, в России спортивные функционеры в массе своей не научились, а новый закон таких возможностей не дает. Он лишь декларирует разнообразные налоговые льготы для потенциальных спонсоров, но при этом не учитывается расхождение этого документа с Налоговым кодексом. Итак, денег все меньше, а чиновников как минимум столько же, если не больше. Что же удивляться тому, что спорт в России медленно, но верно хиреет?

Роль личности в спортивной истории

Подписав проект закона о спорте со всеми его недостатками, отмеченными им самим, Президент России фактически сделал спорт заложником в большой политической игре. Логика нового закона требовала и изменения ситуации - существовать за счет бюджета две огромные организации, дублирующие друг друга, просто не должны. А поскольку в законе ведущая роль была отведена Олимпийскому комитету, следовало ожидать каких-то санкций в адрес ГКФТ.

Это и случилось: появился указ о создании взамен ГКФТ некоего Российского агентства по физкультуре и туризму. На чиновничьем языке это означало страшный удар: комитет, хоть и Государственный, по рангу стоял куда как выше любого агентства, пусть и Российского. Так и вспоминаются слова из песни Владимира Высоцкого: "Подумаешь, агентишка какой-то!". Можно понять разочарование сотрудников из бывшего ГКФТ, явно пониженного в чине.

Но еще менее приятно было осознавать, что основные финансовые потоки пойдут теперь через ОКР, а значит, о каком-либо развитии массовой физкультуры и спорта следует навсегда забыть. Заодно - в аккурат перед самым появлением на свет Агентства - новый российский премьер Сергей Степашин подписал постановление Правительства об освобождении от высокой должности зампреда ГКФТ Виктора Хоточкина, чье имя связывают с большими финансовыми нецелевыми тратами. Впрочем, Хоточкин долго не переживал и в мгновение ока оказался на солидном посту┘ правильно, в ОКР!

Но прошло совсем немного времени, и грянул новый гром. 8 июня вышел в свет новый указ Президента России Бориса Ельцина о создании┘ Министерства спорта и туризма! На том же самом чиновничьем наречии это означало "из грязи в князи". Министерство-то в этой иерархии стоит гораздо выше любого государственного комитета, не говоря уж об агентстве! Итак, сначала, следуя духу нового закона, организацию почти упразднили, а затем, идя наперекор собственному же закону, резко возвысили. Что означает такая непоследовательная чехарда?

Может быть, возобладал здравый смысл, и в противовес ОКР создается сильное министерство, способное возродить российский спорт? Честно говоря, вряд ли какое-то министерство или ведомство способно само по себе на такой подвиг, но это уже иной разговор.

Следующая акция российского правительства почти заставила всех поверить в то, что создание сильной организационной вертикали и возвращение государственного приоритета в области спорта возможны. На пост первого заместителя министра по физической культуре и спорту был назначен Борис Иванюженков, человек, чья деятельность в последнее время резко выделялась на фоне либо безвольного, либо откровенно демонстративного, но в любом случае не приносящего результаты, поведения остальных чиновников.

Уже более 5 лет Иванюженков руководит подольским клубом спортивной борьбы "Витязь". Став не так давно первым вице-президентом Федерации спортивной борьбы России, он сумел наладить ее работу и самостоятельно решить финансовые проблемы. Кроме финансовых вопросов, Иванюженков в федерации занимается связями с регионами и развитием клубной системы в своем виде спорта. Ему немногим более 30 лет, и, несмотря на то, что после Олимпиады 1996 года в Атланте он получил правительственную награду за вклад в подготовку чемпионов и призеров Игр, назначение его в комитете-агентстве-министерстве было воспринято едва ли не как "революция сверху" - слишком молод и не имеет опыта работы в чиновничьей сфере.

Тем символичнее выглядит его приход в новое министерство - если появление подобных людей станет нормой, может быть, деструктивное действие нового закона о спорте удастся каким-то образом преодолеть? Но совершенно ясно, что преодолевать придется и бешеное сопротивление ОКР, который считает себя - и не без оснований! - законным спортивным правителем России.

А между тем все еще не назначен новый министр спорта, и совершенно очевидно, что за кулисами идет отчаянная борьба за это место. Получить здесь своего ставленника означает для ОКР восстановление статус-кво, а окажись на этом посту человек вроде Иванюженкова - нас ждет новый виток тяжелой битвы за спортивную власть и за контроль над финансовыми потоками, которые хотя и ослабели в последнее время, но все же достаточно полноводны. В этих баталиях может произойти все, что угодно, вплоть до отмены нового закона, что в российских условиях большой странностью не выглядело бы.

Алексей Кузнецов - спортивный обозреватель Радио "Свобода"

Ссылки:
На тему о развитии и деградации фигурного катания рассуждает Ольга Ермолина. Другие материалы о деятельности Олимпийского комитета России можно прочесть на его официальном сервере. Скандал о взятках в Солт Лэйк Сити, возможно, поставил под угрозу шансы этого города на проведение Игр. Расследование, проведенное Международным Олимпийским Комитетом, подтвердило обвинения в предосудительном поведении, выдвинутые против четырнадцати его членов.

From: Фома
Эта статья не заинтересовала меня, и я решил не комментировать мысли автора. В конце статьи я нажал кнопку "Post Comment" и разместил свое мнение.

From: Поручик Ржевский
Туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно. Не сердитесь - любопытно, где модераторы, редакторы, писатели ... ? Куда уехал Цирк, куда ушли слоны ... ?


Предыдущая
предыдущая статья
обложка
обложка
Следующая
следующая статья


<> <>

IntellectualCapital.com - зарегистрированный знак
A2S2 Digital Projects, Inc.
пишите нам: info@intellectualcapital.ru