Зарплата президента К. Дэниел Гловер |
|
Если эта статья заинтересует Вас, и Вы решите прокомментировать мысли автора - милости просим. В конце статьи нажмите кнопку "Post Comment" и разместите свое мнение.
Гарри Раскин (Gary Ruskin), руководитель Проекта подотчетности Конгресса, никогда не стеснялся высказывать сомнения по поводу действий и побуждений служащих федеральных ведомств, поэтому его выступление на подкомитете Палаты Представителей Он яростно напал на одобренное лидерами Конгресса предложение обеих партий повысить заработок президента с 200 до 400 тысяч долларов в год. Раскин настаивал на том, что ни один президент не нуждается в дополнительных финансах (кроме, пожалуй, оплаты по счетам адвокатов). Хуже того, он Для тех немногочисленных законодателей, которые были членами Конгресса три десятилетия назад, цинизм Раскина мог прозвучал как старая пластинка не из-за репутации докладчика: его выпад о законодателях, ищущих политического прикрытия, в точности повторяет аргумент, приведенный сенатором-республиканецем Джоном Вильямсом (John Williams) 30 лет назад. Вильямс был одним из немногочисленных оппонентов последнего повышения президентской зарплаты в 1969 г.
История, вероятно, может объяснить цинизм Раскина и Вильямса, так как из прошлого опыта повышения зарплаты избираемых служащих известно, что увеличение оплаты конгрессменов вызывает возмущение и беспокойство электората, тогда как повышение заработной платы президентов, вне зависимости от размера, практически не вызывает интереса общественности. Более того, за повышением президентской зарплаты в 1969 г. позже последовали повышения заработков законодателей и судей.
О, быть Президентом!
До запоздалого принятия в 1992 г. Фактически, возмущения общественности стали правилом с самого первого изменения заработка законодателей в 1815 г., когда они повысили свою зарплату с 6 долларов за каждый день нахождения на посту до фиксированной суммы в 1 500 долларов в год. Общественность отреагировала на это немедленно и жестко.
Как писал Congressional Quarterly, избиратели штата Джорджия сожгли изображения своих представителей. Девять членов Конгресса под давлением избирателей подали в отставку, а большинство из оставшихся, в том числе все конгрессмены из штатов Огайо, Делавер и Вермонт, проиграли на перевыборах 1816 г.
В 1873 г. общественность отреагировала практически так же. В последние часы 42-го Конгресса законодатели решили удвоить зарплату президента Гранта. Но пункт о 50%-м "куске" для самих законодателей, который вдобавок распространялся на 2 прошедших года, вызвал общественное возмущение. Девяносто шесть из 203 мест в Конгрессе сменили хозяев на выборах 1874 г., что позволило демократам впервые со времен Гражданской войны получить контроль над законодательной властью. Следующий Конгресс отменил решение о повышении зарплаты.
Изменение заработка президентов вызывало гораздо меньше споров, однако скорее всего не без причины. Прежде всего, на повышении президентской зарплаты нет проклятия личной заинтересованности. Конечно, президенты обязаны подписывать акты, повышающие их зарплату, без чего эти акты не станут законами, но избранные народом представители и сенаторы, имеющие разные взгляды, должны первыми принять решение.
Во-вторых, имеют свое значение 48 слов статьи Конституции. Первый президент США Джордж Вашингтон зарабатывал 25 тысяч долларов в год. С тех первых дней существования республики Конгресс повышал зарплаты последующих президентов всего четыре раза - до 50 тысяч в 1873 г., до 75 тысяч в 1909 г., до 100 тысяч в 1949 г. и до теперешних 200 тысяч в 1969 г.
Главная задача в 1969 г.
Даже несмотря на то, что в то время экономика находилась в периоде спада, у лидеров Конгресса не возникало каких-либо сомнений относительно повышения зарплаты на 100%. Фактически, принятие этого законопроекта было главной задачей. Он получил номер HR10, который обычно присваивается важнейшим вопросам в повестке дня руководства Конгресса, и стал первым законопроектом, принятым 91-м Конгрессом США. Законодатели спешили принять законопроект, чтобы президент Линдон Джонсон успел подписать его до инаугурации Никсона 20 января 1969 г.
В ходе кратких слушаний в Палате представителей 6 января лидеры выразили поддержку законопроекту, пользуясь теми же аргументами, что и сторонники повышения заработной платы президента сегодня. Тогда они заявили, что 100 тысяч долларов в год просто не достаточно для такого важного и влиятельного человека, как президент. И, что существенно, в то время, как заработки законодателей и других государственных служащих за прошедшие 20 лет почти удвоились, заработок президента не изменился.
Представитель Х.Р. Гросс, которого The Washington Post прозвала "верным стражем кошелька налогоплательщиков", возражал, утверждая, что Никсон не хочет повышения зарплаты и "не понимает, как Конгресс может повышать зарплату служащего на 100% и продолжать говорить об экономии и бережливости". Но, согласно The New York Times, Палата Представителей приняла законопроект? проголосовав выкриками с места, "при всего лишь нескольких слабо различимых голосах "против".
Лидеры Сената также поддержали законопроект 15 января. Они отметили, что служащие корпораций, артисты (Барбара Стрейзанд) и профессиональные спортсмены (Джо Намат) зарабатывают намного больше президента. И даже при заработной плате в 200 тысяч долларов, добавили они, президент будет получать всего 78 500 долларов после уплаты налогов.
Озабоченность Вильямса тем, что повышение заработка президента вызовет волну повышения зарплат - служащих федеральных органов, военных и даже служащих частных компаний, - осталась без внимания. Сенат принял законопроект, и Джонсон подписал его 17 января.
Главное - правильно выбрать время
Случайно или нет, но Джонсон огласил свой последний федеральный бюджет всего за несколько часов до голосования в Сенате по вопросу повышения заработной платы президента. В этом бюджете он предлагал ряд других повышений зарплат, в том числе повышение почти на 42% заработка законодателей (с 30 до 42 тысяч долларов), на 32% заработка вице-президента и спикера Палаты Представителей (с 42 500 до 62 500 долларов) и на 15% зарплат других лидеров конгресса (с 42 000 до 49 500 долларов).
Решение о повышении зарплат законодателей автоматически вступило в силу через 30 дней, благодаря закону, принятому Конгрессом в 1964 г. в попытке защитить законодателей от протестов против повышения ими собственной зарплаты. И хотя повышения заработков вице-президента и лидеров конгресса весной и летом вызвало дополнительные споры (законодатели, выступавшие против автоматического повышения заработка конгрессменов, пытались принять законопроект, отменяющий это решение), эти решения стали законом 15 сентября (имеющим обратную силу до 1 марта).
Закона, предусматривающего автоматическое повышение зарплат конгрессменов, больше не существует, но действует другой закон - он гарантирует членам конгресса автоматическую компенсацию роста стоимости жизни. (Он был применен для повышения зарплат конгрессменов в 1998 г.). Таким образом, в условиях процветающей экономики и отсутствия серьезной оппозиции повышению заработка президента, по-видимому, единственным остается вопрос, воспользуется ли Конгресс этой возможностью для повышения заработка всех высших чиновников снова, как он сделал это в 1969 г.
K. Дэниел Гловер - помощник редактора Ссылки:
From: Юргенс
From: Фома
From: Алексей (
From: Alex (
A2S2 Digital Projects, Inc. |