Если эта статья заинтересует Вас, и Вы решите прокомментировать мысли автора - милости просим. В конце статьи нажмите кнопку "Post Comment" и разместите свое мнение.
По мере того, как понимание гражданских прав выходит за рамки буквально черных и белых граждан и начинает охватывать всех, подход к расовым проблемам также пора перестать ограничивать лишь терминами "черного и белого" в фигуральном смысле; пора выработать более прагматичную политику. Ни одна сторона не сможет одержать победу в дебатах о позитивных мероприятиях - законодательных мерах, помогающих цветному населению США получить образование и работу наравне с белыми.
Вместо этого аменриканскому обществу необходим диалог, который привел бы к консенсусу, и, самое главное, к тому, чтобы на всех уровнях были приняты соответствующие меры, - от отдельных лиц до территорий, правительства и корпораций. Вместо того, чтобы спорить о лекарствах, следовало бы начать с рассмотрения того, что Гуннар Мирдал (Gunnar Myrdal) назвал "американской дилеммой".
О расе и расизме
Признать факт наличия проблемы и описать ее суть довольно сложно, но сделать это необходимо. Эта проблема существует и сегодня, она не ушла в прошлое; она не только широка, но и глубока.
Тонкая грань между расой и расизмом.
Все отдают себе отчет в том, что существуют различные расы. Это важная черта нашей повседневной жизни - для одних более важная, чем для других, и не всегда по их собственному выбору, хотя бы потому, что мы не можем не относить каждого к той или иной расе. Например, если Вы предложите встретиться двум своим друзьям, которые друг с другом не знакомы, каждый из них может автоматически решить, что второй является белым, если только Вы специально не скажете, что это не так. В любом случае здесь присутствует расовое мышление - и в их автоматическом допущении, и в Вашем уточнении.
Однако в то же время большинство из нас ни в каком смысле не являются расистами. Хотя раса и важна, это вовсе не означает, что каждое упоминание о ней нарушает моральные нормы или законы. Если бы мы думали, что любое упоминание все же нарушает такие нормы, мы бы воздерживались даже от описательных характеристик типа: "мой друг, который, кстати, является афро-американцем, будет тебя ждать в полдень под часами на вокзале Пенн".
Мы признаем наличие различий между разговорами о расе и расизмом, но мы отказываемся признавать вытекающие отсюда следствия. Мы не понимаем, что наше бессознательное обращение с расой может привести к расистским злоупотреблениям. Отдельные решения, которые принимаются по разумным причинам, могут в совокупности обернуться появлением тенденций, которые приводят к неприемлемым результатам. Именно так появляются жилые районы, населенные по признаку цвета кожи.
Не все пока в полном порядке
Разумеется, со времен Второй мировой войны расовые отношения среди американцев улучшились. Перемены быль столь значительными и при этом столь быстрыми, что люди уже просто не могут себе представить того, что когда-то существовали таблички "Только для белых". Но эта амнезия не должна заслонять упрямо сохраняющиеся элементы институциональной сегрегации.
Конечно, до сих пор бывают случаи прямого расизма, которые осуждаются практически всеми, как бы ни определялся этот термин. Нас всех приводят в ужас преступления "из ненависти", когда жертвами насилия становятся люди, выбранные исключительно по признаку цвета их кожи. До сих пор возбуждаются иски (и успешные) против работодателей, которые систематически отказывают в приме на работу или в повышении в должности лишь из соображений своего фанатизма. Расследования показывают, что все еще есть домовладельцы, которые в нарушение федеральных законов отказываются сдавать жилье черным или смешанным семьям.
Существуют также трудноуловимые, но тем не менее весьма эффективные стереотипы. Адвокаты, некоторые из которых обладают впечатляющими титулами и пользуются "научными данными", утверждают, что афро-американцы генетически менее умны или имеют некие культурные патологии.
Другие авторы, такие, как Динеш Д'Суза (Dinesh D'Souza) с его неадекватно названным бестселлером "Конец расизма" (End of Racism)), призывают нас к рациональной дискриминации. В соответствии с этим подходом, разумным следует признавать поведение, основанное на определенных частично справедливых исходных допущениях о неких абстрактных группах людей, и нам предлагается пользоваться этими допущениями в применении к конкретным людям вне зависимости от последствий. Иными словами, совершенно разумно считать, что все черные мужчины могут представлять опасность, могут быть преступниками.
Мы знаем, к чему это ведет. Весьма показательным примером является одно недавнее исследование, выявившее тот факт, что некоторые врачи, совершенно того не осознавая и без всяких враждебных намерений, лечили своих пациентов по-разному в зависимости от их расы, хотя во всех прочих отношениях эти пациенты были совершено идентичны.
Психолог из Стэнфорда Клод Стил (Claude Steele) показал, как стереотипы могут даже становиться внутренними. Проведенные им исследования выявили, что афро-американские студенты колледжей, имеющие уровень успеваемости выше среднего, получают низкие результаты при выполнении стандартных тестов, если думают, что с помощью этих тестов проверяются их врожденные способности. Они боятся подтвердить негативный стереотип. Чем выше их уровень успеваемости, тем сильнее данный эффект. Если же они "дистанцируются", вкладывают в учебу меньше своих объективных человеческих способностей, то и данный стереотип сказывается на них в меньшей степени, - в результате теряют и они сами, и общество.
Эффективный подход?
Чтобы заняться изучением всех этих вопросов, может потребоваться заново переосмыслить проблему. Законы о гражданских правах направлены против вопиющих нарушений. Позитивные мероприятия - попытка решить другие аспекты этой проблемы.
Позитивные мероприятия - то есть принятие во внимание расы человека с целью противодействия расизму - доказали свою эффективность. Несмотря на гипотетические ситуации, необоснованные анекдоты и отдельные случаи подлинной обратной дискриминации, эти мероприятия открыли в целом новые возможности людям, получившим бы в отсутствие такой системы отказ в чем-либо, но они смогли добиться успеха, когда им дали шанс.
Подробная эмпирическая работа Уильяма Боуэна (William Bowen) и Дерека Бока (Derek Bok), бывших президентов Принстона и Гарварда, продемонстрировала, что даже в отношении самой противоречивой области - приема студентов в колледжи - программы позитивных мероприятий обеспечили адекватные результаты: выпускники, принятые в рамках этих программ, ни в чем не уступали другим студентам.
Аналогичное исследование Чарлза Москоса (Charles Moskos) и Джона Сибли Батлера (John Sibley Butler), двух уважаемых социологов, пришло к выводу, что позитивные мероприятия являются адекватным ответом на вопрос, сформулированный авторами столь остроумно: почему армия является единственным местом в американском обществе, "где черные постоянно командуют белыми". В обоих случаях без активной целенаправленной работы, основанной на умеренном учете расового фактора, нам не удалось бы обеспечить нынешнего расового разнообразия.
У нас сложились противоречивые представления о том, каким должно быть идеальное общество. Для некоторых из нас формального равенства возможностей недостаточно, какие бы иерархии при этом ни возникали. Для других справедливость определяется подлинным равенством результатов, какие бы радикальные перемены для этого ни потребовались.
Время нового решения?
Вероятно, большинство предпочитает умеренность, а не крайности, - как об этом свидетельствуют противоречивые данные опросов о позитивных мероприятиях. Пока что совершенно очевидно, что нет даже равенства возможностей. Среди афро-американцев существует более высокий уровень детской смертности, их продолжительность жизни ниже, возможностей получить образование у них меньше - практически любое сравнение по расовому признаку показывает, что афро-американцы находятся в невыгодном положении.
Позитивные мероприятия, как и большинство других вещей в реальной жизни, неоднозначны. Мы сможем добиться чего-то лучшего, если договоримся избегать идеологических абсолютов, а вместо этого попробуем искать принципиальные компромиссы. В конце концов, позитивные мероприятия являются лишь средством. Они используются в качестве лекарства - и ничего более. Но для разработки новых концепций неоднородного общества нам может потребоваться именно нечто большее.
Фрэнк Ву - доцент права в Говардском университете (Howard University). Издательство Basic Books предполагает осенью 1999 г. опубликовать его книгу "За пределами черного и белого" (Beyond Black and White). Он регулярно публикует свои статьи в IntellectualCapital.com. Адрес его электронной почты: fwu@law.howard.edu.
Дополнительную информацию о дебатах по позитивным мероприятиям можно найти в разделе Тема недели ("Взгляд на позитивные мероприятия" - Affirmative Action in Focus) на сайте Policy.com.
From: Шляпник Забавно, что в США имеется четвертая "раса", так во всяком случае она проходит по официальным анкетам: это латиноамериканцы. Они демонстрируют, как много можно иметь общего людям всевозможного цвета кожи, когда они говорят не на American English, а на Hispanic.
From: Группа даварижчей (один из группы явный сепаратист) Давайте уж продолжим тему отдельных территорий - развалить США на несколько государств поменьше ! Порядка будет явно больше, Большой Брат прекратит влезать не в свои дела во всем мире ...
From: Сергей (П) Ку Хотя US и сами сэтим справятся лет так через 10 (ИМХО)
From: Валера Автор забыл упомянуть одну деталь. Если в американской компании на одно и тоже место претендуют белый и черный с одниковой квалификацией, то возьмут черного, чтобы избежать обвинений в дискриминации. Аналогично при сокращениях увольняют сначала белых. А говорите - равенство
From: Шляпник Не все так просто, американское общество устроено ОЧЕНЬ СТАБИЛЬНО, куда более, чем кажется издалека. Кстати, автор статьи о том же: ему бы хотелось сдвинуть общество в "хорошую сторону", но оно, общество, почему-то туда не сдвигается, сколь бы долго о позитивности этого сдвига не говорили.
From: Caucasian В том-то и дело, что люди не равны. Если дать им равные возможности, то черный станет превосходным бегуном или футболистом, а белый - библиотекарем или ученым. Learning Disability поражает почему-то черных, а не белых. А "тройной ген" агрессивности у чеченов и албанцев? Не нами это придумано, и нечего воду мутить - равенства НИКОГДА не было. А статья это - просто политкорректность и неправдв. Ведутся серьезнейшие исследования о расах и генных особенностях (помните Ломброзо тип преступника и тп), но они не публикуются широко. Но, естественно, эти различия не подразумевают расизм и унижения по нац. признаку. К сожалению, в Америке слишком перегнули палку и предоставляют льготы не за реальные заслуги, а за цвет кожи и уродства. А нормальным-то людям куда деваться???
From: Юргенс Как говорится никто не жалуется на недостаток ума. Вот, например, вопрос связи возможностей в баскетболе от роста, равно как зависимость роста от наследстственности, расы и другого могут спокойно обсуждать и спортивные специалисты и ученые. Было бы странным видеть, если тренер стал опровергать данные статистики о том, что скажем средний рост расы А - 180 см, а расы В - 185 см, исходя из того, что иначе это привело бы к неравным возможностям! Почему способность к марафону у эфиопа, для которого веками она являлась основой в добыче пищи (измотать зверя), должна быть точно-точно такой же как у эскимоса, живущего промыслом тюленя с каяка? У автора не хватает прямоты объективно рассмотреть умственные способности, вместо подгонки желаемого (морального) под действительное? Мне кажется это скорее говорит о комплексе связанном с абсолютизацией ценности умственных способностей.
From: Илмар Интересные рассуждения в комментариях про умственные способности. К примеру в России выдумывают анекдоты про глупых чукчей, а на самом деле интересно, сколько дней бы выжил москвич на Чукотке без помощи ? Вранье это все про интеллектуальное превосходство одной нации над другой - по-моему придумано для того, чтобы "глупых" грабить и преподносить это как Великую Цивилизацию. Вранье также про "ген агрессивности" у албанцев и ичкерийцев. Был лично знаком с несколькими албанцами - я таких спокойных людей вообще редко в жизни видел. Был знаком и с ичкерийцами - умные, достойные люди. Они не агрессивные без дела - это люди с очень обостренным восприятием личной свободы, доходящее иногда до эгоизма. Никаких "генов злобности" у них нет - это воспитание и знание своей истории. После того, как Россия оттуда ушла, через несколько поколений там будут спокойные мирные люди ! 50 лет назад такие же сказки рассказывали про финнов - образ эдакого "мясника" с лапландским ножом в руке, ночью в белом маскхалате на лыжах нападающего на карельскую деревушку и режущего без содрогания детей ... Кто рискнет эти сказки повторить сейчас ?
From: Сергей (П) ИМХО Эти рассуждения, о расовых умственных способностях фигня, даже в масштабах отдельной личности попробуй определи, кто умнее, скорее употребимы определения типа "Эрудированный", "Приспособленый". Каждый стоит на отдельной ступеньке и высоту этой ступеньки определяет сам. Браток считает придурком какого-нибудь интеля и наоборот. В масштабах же расы вообще употребимо только приспособленный если могет выживать, значит умный. Ненавижу расистов, все их проблемы от личных комплексов (в этом смысле показательна нелюбовь прибалтов к русским, представителям "Большого брата", доходит иногда до абсурда)
From: Илмар Любовь, не любовь - какая к черту разница ? Мои "параллелы" (эстонские студенты-физики) в Тартуском Университете тоже что-то там бормотали про "окупацию" и "колбасные поезда в Москву", но при этом слушали в общаге песни Цоя на русском. Не стоит всех неугодных в ...сты записывать - есть много разного в отношениях между людьми. Или все русские друг друга любят ?
From: Сергей (П) Илмару: Я не хотел никого задевать в лучших чуйствах :), тем более не говорил, что мне кто-то не угоден, просто привел пример, смешно это выглядело: первая поездка в Таллинн- все ОК, отношения с местными хорошие, а через год, заходишь в магазин, а русского языка там "не понимают". Хорошо с Зиежем (узбеком) вдвоем ездили, так я молчал в тряпочку, а он на "ломанном" языке межнационального общения изъяснялся, его русский понимали. Так же смешно выглядели проявления национализма у ребят с Украины в нашей общаге- вроде только вчера пили вместе и клялись в вечной дружбе, а буквально через месяц русские уже - проклятые москали (?), а по русски ребята начинают говорить с акцентом. Вообще считаю, что любые проявления расизма и национализма унижают и выставляют в дурном свете прежде всего самого ...ста.
ЗЫ: знал очень даже хорошенькую и внешне и в общении девушку из "маленького города Тарту"
From: Илмар Да ты-то приезжал пару раз, а я там в качестве "колбасного оккупанта" 13 лет. Настроения и русских и эстонцев менялись чуть ли не раз в неделю - то "русские и эстонцы братья", то ходят толпы студентов по Тарту и всех спрашивают: "Скажи [juks]" (дверь) - в зависимости от того, как это слово скажешь, получаешь по оккупантской/куратской морде или нет. У меня статистика такая - раз получил по харе как "оккупант" и раз как "фашист". Тогда как-то мало было смешного. Видимо оккупанская морда от местной никак не отличается - все одинаково умели ругатся русским матом, одинаково пили и гуляли ... Все остальное от лукавого :))
From: Роберт У автора просто видны уши гуманитария, не способного поставить простейший вопрос. Пока для слов "ум", "умственные способности" не введены общепринятые критерии его измерения, например, коэффициент интеллекта. Даже элементарные надавливания на ступню младенца многое говорит специалисту, не говоря уже о моторике фиксации глаз. Для автора всего этого конечно просто не сущуствует. Точную постановку и точное решение автор заменяет своей эмоциональной околесицей. Невозможно спокойно читать.
From: Андрей (andr@lt.phys.msu.su)
Замечательнее всего - второй абзац в разделе "О расе..." (о двух знакомых, которые должны встретиться)!
Может, это и не расизм - но очевидный признак серьезного "бзика" по данному вопросу.
А вообще давно подмечено: идут с работы французы - все цвета кожи одной оживленной компанией. Идут с работы американцы - белые отдельной группой, черные отдельной.
И при всем этом они еще берутся за решение межнациональных проблем в отдаленных странах...
From: Caucasian Неравенство людей мы должны признать, как совершенно очевидный биологический
факт: Гете и Ньютон все-таки никак не равны туземцу Огненной Земли - неравны всей
суммой своих наследственных задатков. Жизнь строится не на стремлении к равенству,
жизнь строится на стремлении к превосходству. Если вы установите закон, согласно
которому все футбольные команды мира должны играть одинаково и все дискоболы
мира должны кидать диск только на 35 метров - то спорт прекратит бытие свое.
Равенство в заработной плате (⌠уравниловка■), которую большевики одно время ввели в
промышленности, подействовала на эту промышленность, как тормоз на все четыре
колеса: потом пришлось бросить уравниловку и расстреливать идеалистов равенства.
Как и во всех областях жизни, социализм, с истинно потрясающей быстротой,
превращается - почти по Гегелю - в свою противоположность. На базе теоретического
равенства сейчас создалось такое положение, когда один Гениальный Вождь Народов,
окруженный дружиной уже раскрытой и еще не раскрытой сволочи (Троцкий, Бухарин,
Молотов и проч.) бесконтрольно властвует над почти двухсотмиллионым стадом
(трудящиеся). Но все это делается, конечно, во имя свободы, равенства и даже братства
- по Каину и Авелю.
Иван Солоневич, 1938
From: Caucasian - продолжение цитаты Равенства нет и быть не может: оно означало бы полную остановку жизни. Но если мы
признаем наличие неравенства со знаком плюс, то мы обязаны признать и наличность
неравенства со знаком минус. Если есть люди, стоящие выше среднего уровня, то есть и
люди, стоящие ниже - есть какой-то слой умственных и моральных подонков.
Большинство человечества находится где-то посередине между Геркулесом и кретином.
Это большинство не строит ни науки, ни искусства, почему ⌠гении■ склонны обзывать
его стадом. Но это большинство строит человеческое общежитие во всех формах,
начиная с семьи и кончая государством...
From: Caucasian (Далее.....) Формы этого общежития никогда не
соответствовали и никогда не будут соответствовать всем желаниям этого большинства,
но они соответствовали и будут соответствовать его силам. Эти формы выковываются
сотнями миллионов людей на протяжении сотен лет. Чудовищная сложность
человеческих взаимоотношений, характеров, стремлений, борьбы за хлеб и борьбы за
самку, борьбы за власть и за значительность (⌠Гельтунгстриб■) - все это в течение веков
проверяется ежедневной и ежечасной практикой и отливается в более или менее
законченный быт.
From: Илмар (Для Caucasian) Зачем же культивировать этот самый закон превосходства ? Если это закон природы, то все произойдет само собой. Людям как раз надо предупреждать отрицательные последствия стихий. То что Ньютон умнее туземца Австралии - не факт. Каждый из из них просто приспособился к своему ландшафту. Возьмем к примеру двух братьев-крестьян, которые по какой-то причине поселись в 50 км друг от друга лет так 300 назад. Построили домишки, воюют с природой, хлеб растят ... Через 300 лет оказывается, что рядом с одним из потомков (предположим старшего брата) по какой-то причине вырос огромный город (например Миша Тридцать Третий окно в Европу прорубил ...) У потомков старшего брата есть большой рынок - горожане скупают их молоко и картошку без остатка за хорошую цену ... Результат - потомки старшего брата имеют иногда денежку, живут в хорошем доме, их дети учатся в городе ... Потомки младшего брата - живут в такой же убогой хибаре, как и 300 лет назад, без денег, без образования ... Скажите, при чем тут гены ? А таких примеров можно привести бесконечно много !
From: Максим (Илмару) Илмар, Ваше упорство в споре иногда вас "заносит" и Вы пытаетесь опровергать очевидные вещи.
В приведенной выше цитате нет ни слова о РАССОВОМ или *** национальном *** неравенстве.
А статья без свежих мыслей, это точно.
From: Ольга Hi guys! По-моему, комментарии стоит публиковать отдельной статьей. Будет не менее интересно. По поводу же дискриминации itself. Я имею счастье или несчастье вот уже два года жить и работать в США, и мне кажется, что в данный момент здесь существует абсолютно четкая дискриминация "наоборот". Попробуй тронь черного и будешь иметь заморочки на всю оставшуюся жизнь. И подобная ситуация - это наказание этой стране за десятилетия/столетия черного рабства, что действительно является позором Америки. Разве подобная проблема актуальна для России? Кого там волнуют черные? Да никого, потому что в ходе истории мы с ними не пересекались.
Мы спокойно учились с ребятами из Африки, ходили в кино, играли в теннис. Не знаю, что скажут биологи про физиологические основы умственных способностей, но в силу действительно неравных стартовых возможностей (белое население, как ни крути, все же намного богаче) черные не могут получить такое же хорошее образование. Их туда пускают, да денег нет. И потом детей у них, как правило, больше. Где же тогда найти приличную работу и чем платить за, мягко говоря, недешевую медицину? Одно цепляется за другое, и уровень культуры здесь тоже рядом. Если вы по 10 часов в день заняты уборкой мусора, то, наверное, вечером не очень тянет слушать Бетховена. Вот такие пироги.
From: jeff (da@net.ru) Znaete africanci na welfare edinstvennie po nastoiashemu svobodnie liudi.
poluchiv kachestvennoe deshevoe gilie,kachestvennuiu besplatnuiu medicinu plus welfare oni vedut gizn nichut ne huge srednego belogo amerikanca.
priznaius gil na welfare polgoda,i teper pri dohode na semiu
85 mogu skazat chto na welfare ti bilee spokoen i uveren v zavtrashnem dne.
vot i eti rebiata givia desiatki let na welfare vpolne schastlivi i raskovani,i mogut delat kagdii den chto hotiat,
i edinstvennoe chto moget razrushit etu idilliu esli poidesh rabotat.
sovetskii uroven gizni welfare garantiruet,a medicina
po welfare po sravneniu s HMO srednego amerikanca prosto idillia.
liuboi vrach gotov lechit welfarshika no ne HMOshnika
From: Dimych (cryowizard@usa.net) Vstavliu svoi pyat' kopeek(zhivu v Shtatax, pishu s raboty, uzh izvinite za translit). Ne znaju naschet genetiki, no, po moemu, v kazhdoj rase/nacii/narode/strane est' svoi ubliudki i urody, ravno kak i intellektualy. A pravit balom, kak voditsya, prichem reshitel'no vo vsex stranax, ego velichestvo "srednij chelovek". Na moj vzdlyad, nel'zya tseluju naciju pod odnu grebenku podvodit'. Dazhe esli strana mononacional'naya, v nej najdutsya vse uchastki spektra chelovecheskix umstvennix i fizicheskix sposobnostej: ot debila do Nobelevskogo laureata. Chto kasaetsya chernix brat'jev v Amerike, to i tut ta zhe kartina: ya inogda stalkivajus' s takimi ubliudkami, chto razorval by ego, gada, na ochen' melkie chasti. A na rabote u menya est' chernij chudak, tak esli emu kto krivoe slovo skazhet, ya sam za nego v draku polezu, ibo chudak etot - odin iz samyx klassnix, obrazovannyx i, kak by eto vyrazit, prilichnyx, chto li, lydej, iz tex, chto mne popadalis' v zhizni. Vot takaya polyarnost'. Da i zachem xodit' daleko? U menya v Odesse xvatalo i polnogo go.... i samyx prilichnix lydej. A chto kasaetsya gosudarstvennyx shtuk i "polozhitel'nyx mer" - tak eto nichego ne izmenit, ibo esli ty normal'nyj chelovek, to otnoshenie k liudyam u tebya normal'noe nezavisimo ot ix cveta kozhi. Nu a esli ty sam s kompleksom nepolnocennosti, to nenavidet' budesh' vsex i vsya, kak i vsyakix ksenofob.
From: Владимир Лени Вый Дамы и господа, печально, но чем длиннее наша дискуссия, тем явственнее проступает расистский факт - какие же разные мамы вас рожали, не беря пап по размеру за сегрегационое место. Конечно все люди разные.Отличия иных человеческих индивидов на Земле так разительны, что страус с дятлом быстрее образуют новый биогеоценоз, чем оные добрососедство. Расизм - глубоко частный случай комплекса неполноценности переходящего в психоз. В России расистов немного, да и в остальном мире их ненамного больше. Хуже дело с "жертвами" - им бы эти комплексы взять и отменить,с трубачистской рожею тоже можно жить. НО... А еще есть проклятые расисты, что не любят толстых и худых, очкариков и лысых, злых и добрых(добренькими сволочи притворяются), мужчин за кобелячество,женщин за... поразительно,что все они нормальные люди. Ненормальные те кто на это реагирует. Пример. Латыш, эстонец должен нелюбить,да что там, ненавидеть проклятых русских оккупантов вообще - это нормальная ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ реакция. Болезнь начинается когда некий прибалт ,имея комплексы,ненавидит ЛЮБОГО встречного РУССКОГО, не оставляя шанса последнему проявить себя,изменить о себе мнение. Так что, В РАСИЗМЕ внешние признаки человека всего - то ПОВОД для некоторых персон ублажить невроз навязчивых состояний, а СВОИ это признаки или ЧУЖИЕ совершенно не важно. Пример (о чем забыли многие). Черные афроамериканцы БОЛЬШИЕ(намного) РАСИСТЫ чем белые. Не я - грешный баю - статистические опросы.
From: Владимир Лени Вый Вывод . Господа Диссиденты рассовых баталий - не комплексуйте , а суйте руки друг другу и все остальное что придется, голосуйте сердцем, полосуйте разумом и мир станет теснее и уютнее.
From: Илмар Когда последний раз в Прибалтике был ? Там за последние 7 лет многое изменилось. Помнится, как зверились продавчицы-эстонки за шлифованную кость на псковичанина. А теперь ... Был последний раз в Таллине, покупал что-то в продуктовом: "Вы на каком языке говорите - на финском, на английском , на русском ?" И можешь хоть весь магазин скупить. Чудеса !
From: Владимир (zol16@hotmail.com) Я в Штатах тоже видел расизм. Черный.Думаю, что политкорректность не меньшая угроза свободе, чем Саддам Хусейн. Закон должен быть одинаков для всех, иначе он не закон. Конечно, это американские проблемы, но меня волнует дискредитация хорошей идеи, которая, в отличие от многих, действительно работает. А Америку жаль. Хорошая страна.